Корзина
11 отзывов
+79048270375
Наш ПЕРВЫЙ обзор работ и основных технических средств, используемых в музеях и архивах для оцифровки экспонатов
Контакты
Ассоциация 'YSL and Partners'
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или индивидуального предпринимателя.
+79048270375TELE 2
+79081165408TELE 2
Юрий Константинович Словаков, основатель и руководитель Ассоциации
РоссияОмская областьОмск644046, ул. Маршала Жукова, 152а, №940
Электронная почтаvip.omsk@zoho.com
Карта

Наш ПЕРВЫЙ обзор работ и основных технических средств, используемых в музеях и архивах для оцифровки экспонатов

Наш ПЕРВЫЙ обзор работ и основных технических средств, используемых  в музеях и архивах для оцифровки экспонатов

Наш первый обзор работ и основных технических средств, используемых в музеях и архивах для оцифровки экспонатов (по общедоступным материалам и источникам, включая Интернет) Современные электронные и информационные технологии оказывают влияние на самые различные стороны жизни всего общества, в том числе, открывают НОВЫЕ возможности в деятельности ВСЕХ учреждений, занимающихся хранением культурно-исторического наследия и, в первую очередь, музеев и архивов, а также — крупных библиотек

НАШ первый

обзор работ и основных технических средств, используемых

в музеях и архивах для оцифровки различных экспонатов

(по общедоступным материалам и источникам, включая Интернет)

Введение

Современные электронные и информационные технологии оказывают влияние на самые различные стороны жизни всего общества, в том числе, открывают новые возможности в деятельности всех учреждений, занимающихся хранением культурно-исторического наследия и, в первую очередь, музеев и архивов. В последние годы во всем мире многие организации этой сферы стали активно и очень широко применять цифровые технологии.

Так, в начале 90-х годов были инициированы многочисленные проекты оцифровки коллекций музеев, архивов и библиотек и в нашей стране, прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге. Так, масштабную работу по оцифровке своих фондов начал Государственный музей истории Санкт-Петербурга, а Государственный музей Эрмитаж является общепризнанный лидером в России в использования цифровых технологий во взаимодействии со своими посетителями. Государственный Русский музей в середине прошлого года провел специальный Круглый стол «Оцифровка культурного наследия», где рассматривались различные вопросы перевода в цифровую форму объектов культурного наследия, хранящихся в музеях, архивах, библиотеках и других хранилищах. Еще в конце 2004 года в Иерусалиме (в Музее Израиля) состоялась крупная Международная конференция, посвященная именно оцифровке культурного наследия.

Все говорит о том, что работы в этом направлении будут широко развиваться и поддерживаться как государственными учреждениями развитых стран, так и самыми известными в мире фондами и грантообразующими организациями.
Так, например, знаковая в России АФК «Система» выделила Русскому музею 10 миллионов долларов США не только для строительства новых выставочных площадей, но и для использования и развития современных средств коммуникаций и новейших цифровых технологий.

Значение таких работ и технологий сейчас трудно переоценить — впервые появляется возможность не только реального вечного сохранения сегодняшнего вида практически любых видов и форм культурного и исторического наследия, но и возможность обеспечения современных способов доступа широких масс к коллекциям и фондам музеев, архивов, библиотек и любых других видов хранилищ. И дело в данном случае не только в том, что создаются цифровые копии (на современных электронных носителях или в принципе доступные многим миллионам людей через Интернет), но и в том, что только цифровые технологии позволяют музеям выставлять вне своих стен произведения искусства, передача которых для экспонирования затруднительна или невозможна. Цифровое сканирование и современные высокотехнологичные методы широкоформатной печати (в первую очередь — фотопечать) дают возможность довольно легко получать практически аутентичные полноформатные копии большинства экспонатов, в т. ч. и тех, которые ранее были известны только специалистам, т. к. много лет хранились в запасниках.

Для музеев открываются широчайшие и просто нереальные ранее возможности для обмена такими копиями, создания интегрированных или комбинированных выставок, где наряду с экспонатами музея, проводящего тематическую выставку, могут быть и полноразмерные копии экспонатов (в первую очередь — картин) других музеев и коллекций, которые ведут работы по качественной оцифровке своих коллекций и фондов.

У музеев и архивов впервые появляется и возможность самостоятельного издания для специалистов и коллекционеров альбомов больших форматов высочайшего качества (в первую очередь — фото), что может стать не только реальным и постоянным источником доходов, но и новым средством собственной рекламы и создания совершенно нового современного собственного имиджа.

В целом, такие работы могут стать, очевидно, составными частями крупных общегосударственных и региональных программ, как «Электронная Россия», «Электронная Москва», «Электронная Сибирь» и им подобных.

Технические средства для оцифровки и печати, их использование в музеях

Первым видом оборудования, необходимого для оцифровки любых музейных экспонатов являются сканеры. Качество получаемого цифрового изображения напрямую зависит от их технических характеристик.

Для музеев, в частности, в отличие от архивов, малозначащим представляется, например, такой параметр, как скорость сканирования, но важнейшими являются такие как оптическое разрешение и глубина передачи цвета, а также возможность сканирования объектов больших размеров (что не является редкостью в музеях) и особо — объемных экспонатов.
Для живописи самым важным параметром, без сомнения, является возможность детального воспроизведения всех особенностей красочного слоя, фактуры живописного полотна, стиля художника и «духа» картины. Создание электронного депозитария музея или архива, которые могут представлять огромную ценность и содержать высококачественные, практически аутентичные, цифровые копии коллекций невозможно без этих устройств. Широко используемые в последние годы цифровые фотокамеры принципиально не могут дать необходимого качества копий.

Кроме того, они требуют использования довольно мощных осветителей, что ведет к значительной световой нагрузке на оригиналы, особенно с учетом необходимости многократных дублей при съемке, а это совершенно недопустимо для исторических полотен, реликвий или икон. В настоящее время различные цифровые фотокамеры используются музеями только на первых шагах для оцифровки своих фондов из-за своей дешевизны и, в первую очередь, при создании музеями собственных сайтов.

Вторым видом оборудования, которое необходимо музеям, на наш взгляд, являются современные широкоформатные принтеры — струйные (которые, хотя могут печатать даже на загрунтованном холсте и в принципе позволяют почти полностью воспроизвести красочность и полутона оригинала, но имеют очень высокую себестоимость печати), лазерные или светодиодные. Именно последние позволяют не просто сохранить внешний облик раритетов для будущих поколений или реставраторов (это — задача сканеров), но и воспроизвести их (после оцифровки) практически в любой момент. А значит, обеспечитьширокий доступ обычных своих посетителей к уникальным и особо ценным художественным и историческим произведениям искусства, создать совершенно новые возможности для музеев в построении собственных экспозиций и выставок, в том числе — за пределами своих зданий, регионов и даже — своих стран!
У музеев появляется и вообще ранее отсутствовавший потенциал коммерческого использования высококачественных и совершенно реалистичных копий собственных экспонатов (как цифровых, так и воспроизведенных любым способом печати), а значит — получения совершенно новых возможностей для успешного поиска для своего развития дополнительных финансовых средств, спонсорских и инвестиционных предложений со стороны различных организаций. Появляется и возможность формирования новой системы услуг, особо — для молодых авторов (постеры, каталоги, фотоальбомы, календари и т. п. ).

Проведенный краткий анализ открытых источников (в т. ч. — в Интернете) показывает, что даже крупнейшие и знаменитые музеи России пока еще существенно отстают от зарубежных музеев и картинных галерей.

Как правило, в самых знаменитых и крупных музеях и галереях мира для оцифровки экспонатов используются широкоформатные и объемные сканеры, превосходящие по своим техническим характеристикам сканеры, которые имеют даже правительственные организации таких стран как США, Германия или Австрия. Во всех этих учреждениях установлены сканеры фирмы «Cruse» (Германия).

Особенности задач (включая экспертизу), которые решаются музеями и картинными галереями (несколько в меньшей степени — архивами) при оцифровке своих фондов и коллекций, требуют сканеров с предельными техническими возможностями. Это, прежде всего — максимально возможные размеры сканируемых объектов (по площади и высоте), максимальное разрешение сенсора и оптическое разрешение (максимальное и динамическое), максимальное количество оттенков цвета и некоторые другие — возможность сканирования книг, раскрытых не полностью, а также слайдов и негативов. Особое значение для решения музейных задач при оцифровке имеет и возможность гибкого управлением освещением оригинала и обеспечение минимально возможной световой нагрузки на оригинал при сканировании (включая полную фильтрацию ультрафиолетового излучения).

Как пишут многие специализированные журналы и другие издания, оценивая возможности сканеров различных фирм,

"Cruse is the best of the best»!

Сканеры именно этой фирмы специально предназначены для сканирования объемных и крупных (высотой до 70 см) музейных экспонатов и выполнения различных высокохудожественных работ. Они используются крупнейшими музеями, галереями, архивами и библиотеками в Северной и Южной Америке, в Европе и в Азии, они есть уже даже на Филиппинах!

Они используются правительственными учреждениями, крупными типографиями и дизайнерскими компаниями, их используют не только дирекции крупнейших выставок и издательств, крупные фотолаборатории, фирмы оперативной печати и текстильного производства, но и администрации крупных промышленных компаний и корпораций.

Конечно, их применяют в своей работе и специализированные организации — космические, криминалистические, военные и другие. Например, NASA / Johnson Space Center, Houston, USA; Country Criminal Office, Wiesbaden (Germany) или Military Historical Office for Research (Germany).
Сканеры «Cruse» работают не только в музеях, но и в архивах, библиотеках и университетах.

Вот примеры:

National Museum of American History, USA;
Beethoven Museum, Bonn, Germany;
Steiermaerkisches National Archive, Graz, Austria;
Vatican’s Secret Archives, Vatican City;
Osman Library, Istanbul, Turkey;
Czechoslovakian National Library, Prague, Czechoslovakia;
Martin Luther University, Halle, Germany;
University of Pisa, Pisa, Italy;
Brown University, Providence, USA.

Первый мощный сканер «Cruse» в России был представлен в Москве фирмой «LISOW» в начале 2004 года. Это была модель Cruse ReproDecor 185ST, которая позволяет сканировать объекты с размерами до 105х180х40 см и массой до 350 кг.

Во всем мире сканеры этого класса используются уже более 10 лет и широко применяются именно для оцифровки особо ценных документов и экспонатов. Имея управляемое освещение и изменяемый угол ракурса, они позволяют качественно сканировать не только объемные сургучные и давленые печати, но и даже тонкую структуру бумаги, ткани или — следа кисти на живописном полотне. Они позволяют сканировать художественные полотна и непосредственно в рамах. Среди дополнительных приспособлений к этому сканеру есть слайд-модуль для прозрачных оригиналов (форматом до 42х52см) и устройство для сканирования нераскрывающихся книг — до формата А0. При сканировании прозрачных объектов (например, алмазов) возможно использование «световой кисти». Возможно сканирование даже светящихся объектов, чего не позволяют делать сканеры других систем.

Интересен акцент в отзыве на сканеры «Cruse» директора независимой исследовательской организации «FLAAR», который сравнил их с хорошо известной всем автомобильной маркой:

"The Cruse scanner is the Rolls Royce of repro-stand scanner systems. This scanner is used by leading museums, by military, federal police agencies, research universities, by anyone who needs the absolute top quality digital image."

В России (в Москве) уже более 10 лет успешно работает единственная крупная фирма, которая в широких масштабах занимается оцифровкой архивных и музейных материалов — «Электронный Архив». Она позиционирует себя в прессе и в Интернете как единственное в России предприятие, обладающее всем спектром возможностей, технических средств и опыта для оптимального решения сложных задач по электронной и микрографической обработке массивов бумажных документов. Технические решения этой фирмы основаны на выборе оборудования марки «ЭЛАР», которое данная фирма и собирает на собственной производственной базе, расположенной в Москве.

Сравнение основных характеристик сканеров Cruse и наиболее мощного сканера из серии «ЭЛАР» показывает, что первые имеют существенное превосходство по таким параметрам, как размеры сканируемых объектов (до 300×400 см и 100х150 соответственно) или максимальное разрешение сенсора для оригинала максимального формата (14.400×26.640 пиксел и 10.500х12.600 соответственно). Близкими являются и другие технические и эксплуатационные характеристики, включая возможности автоматизации работы и потенциал прикладного программного обеспечения.

Следует заметить, что вышеупомянутая московская фирма «Электронный Архив», имея технические решения для музеев (и даже специализированный департамент), все же в большей степени занимается промышленной оцифровкой архивных (как правило, только плоских документов) и библиотечных материалов. Об этом говорит, например, производство и использование этой фирмой современных профессиональных документных сканеров, книжных сканеров-копиров и специальных устройств для записи оцифрованных материалов на CD и DVD.

В Сибири в настоящий момент достаточно широко известна только деятельность агентства «Открытая Сибирь», которое занимается оцифровкой коллекций различных музеев, архивов и библиотек Сибири. По данным самого этого агентства все оцифрованные им материалы должны поступать в Цифровой фонд культурного наследия, созданный в Новосибирске, и будут размещены на сайте «Освоение Сибири».
Деятельность по оцифровке культурно-исторического наследия Сибирского региона началась в 2000 году в рамках программы Библиотеки Конгресса США «Встречи на границах», проводившейся при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса). Программа предполагала создание англо-русской цифровой библиотеки, повествующей об истории освоения и заселения американского Запада и о проходившем параллельно освоении и заселении Сибири и Дальнего Востока. В сибирских музеях, архивах и библиотеках экспертами проводился отбор наиболее интересных, уникальных коллекций. Отобранные работы оцифровывались в специально созданной в Новосибирске мобильной цифровой лаборатории.
Оборудование для этой цифровой лаборатории предоставила также Библиотека Конгресса США. Ее техническое оснащение включает среднеформатную цифровую камеру, 2 планшетных сканера с разрешением 800×1600 точек на дюйм, осветительную аппаратуру, 3 компьютера, систему стабилизированного электропитания и вспомогательное оборудование. Оборудование лаборатории позволяет оцифровывать только плоские документы (настоящей проблемой при этом является оцифровка сброшюрованных документов и толстых книг). Фотоальбомы и книги постранично просто фотографируются. Отдельные листы документов формата более A3 (например, географические карты или картины) фотографируются также с помощью этой камеры по фрагментам, которые затем «склеиваются» с помощью специального программного обеспечения для компьютеров.
Все оборудование лаборатории в упакованном виде размещается в микроавтобусе и пригодно для транспортировки на большие расстояния. Лаборатория осуществляет выездные работы по оцифровке любых документов или даже запись на CD-ROM. Выездные работы по сканированию документов в музеях, архивах и библиотеках начинаются с монтажа и настройки оборудования, которое занимает около 3 часов.
За 3 года реализации проекта (2000-2003 гг. ) на территории Сибири по данным агентства «Открытая Сибирь» в нем приняли участие более 30 организаций, оцифровано 70 уникальных коллекций, содержащих около 5000 единиц хранения. Территориальный охват участников проекта — от Омска до Николаевска-на-Амуре. Некоторые учреждения участвовали в проекте несколько раз, представив для оцифровки разные коллекции (Новосибирский, Томский, Красноярский краеведческие музеи).

За 250 лет существования сибирских музеев и библиотек в их фондах накоплены огромные коллекции памятников культурного наследия, можно сказать «Сокровища Сибири». Часть из них — совершенно уникальные, но, к сожалению, мало известные и практически недоступные обычным посетителям экспонаты, имеющие огромную культурную и историческую ценность. И решить проблему доступности всех таких коллекций можно только путем их цифрового копирования и современных методов хранения.

Отметим, что оборудование, используемое агентством «Открытая Сибирь» для оцифровки, естественно, практически никак НЕ может конкурировать со сканерами «Cruse" или «ЭЛАР», используемыми для оцифровки объемных музейных экспонатов и картин в крупнейших музеях мира и России. Но, конечно, его возможностей достаточно для создания электронных копий экспонатов, которые могут демонстрироваться на сайтах музеев или архивов, доступных любому пользователю Интернета. Но — и только…

Некоторые выводы

Данный краткий анализ показывает, что за рубежом, в первую очередь, в развитых странах, чрезвычайно широко ведутся работы по переводу в электронную цифровую форму, как целых коллекций, так и отдельных раритетов, хранящихся в музеях, картинных галереях, архивах и библиотеках с использованием самой современной техники. Причем — с возможностью широкоформатной цифровой печати.

В нашей стране такие работы с мировым уровнем качества оцифровки различных объектов ведутся в основном только в Москве, а в регионах они пока вообще невозможны из-за отсутствия, прежде всего, соответствующей технической базы.

Одной из важнейших задач для сибирских музеев, на наш взгляд, является создание для своих экспонатов копий, которые соответствовали бы современным мировым стандартам. Такие копии могли бы использоваться не только в качестве «страхового резерва» или базы для реставрационных работ, но и для обмена с известнейшими мировыми музеями, а также для цифровой печати в коммерческих целях.

Естественно, что полученные копии (уменьшенные до определенного объема) должны быть выставлены на сайтах музеев и записаны на CD и DVD. Это широко открывает доступ к коллекциям и уникальным экспонатам не только тем, кто имеет выход в Интернет, но и тем, кто имеет обычные телевизоры с плеерами для CD и DVD или компьютеры.

Возникают совершенно новые возможности для популяризации работы музеев и новых форм работы с населением, для воспитания художественного вкуса у молодежи на лучших примерах российского и зарубежного искусства.

Очень важным является то, что на основе своих оцифрованных материалов музеи, библиотеки и архивы могут создавать свои собственные коммерческие продукты (в т. ч. на электронных носителях) — полноформатные (или «сжатые») копии картин, фотоальбомы, презентационные и рекламные материалы, электронные книги, диски и пр.

Наличие в музее или архиве комплекта современного высококлассного оборудования для сканирования крупноразмерных объектов и широкоформатной фотопечати создает для них исключительные возможности, в т. ч. для совершенно новых источников дохода.

Безусловно, почти у всех музеев существует проблема финансирования деятельности по оцифровке. Бюджетных денег на оцифровку у большинства музеев не хватает. Поиск денег на стороне (благотворительные фонды, спонсоры и т. п. ) затрудняется в большинстве случаев отсутствием необходимых навыков у персонала большинства музеев для такого вида «поиска», да и общими неблагоприятными условиями для спонсорства в России.

Именно поэтому совместная работа с владельцами современного оборудования, крупными компаниями и типографиями формирует новый потенциал для самостоятельного решения музеями своих некоторых финансовых вопросов.

Не случайно, например, что «Цифровая коллекция Эрмитажа» появилась в Интернете как раз после того, как несколько лет назад представители компании IBM пришли в Эрмитаж с предложением использовать разработанную ими технологию оцифровки изображений.

Есть в России и реальные примеры Удачного государственно-частного сотрудничества в этой области.

Автор обзора: Ю. К. Словаков, региональный представитель LISOW CIS

P.S. В ближайшие дни мы опубликуем РЕАЛЬНЫЕ примеры экспериментального использования сканеров Cruse и фотопринтеров Chromira фирмы ZBE в Омском музее изобразительных искусств им. Врубеля.

Музейщики и архивариусы — следите за Нашими Новостями!!!

vkontakte facebook twitter

Статья написана ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО (!) по материалам фирмы LISOW CIS

Предыдущие статьи